Skip to Content

В КАДРЕ - СТАЛЕПРОМЫШЛЕННЫЙ УРАЛ

Что сказать о мраморе — я влюблен в руины:
пыльные, невзрачные, странные картины...
Право же, эпитетов всех не перечислю.
Мысль, что стала статуей, снова стала мыслью.
                Борис Рыжий

Случайно ли, что в истории культуры есть целые эпохи, отличительной чертой, «стержнем» которых стал повышенный интерес к свидетельствам прошлого, причем именно к руинам — объектам разрушенным или полуразрушенным, несущим на себе печать времени? Доходило — и доходит — до того, что художники-декораторы вводят в среду обитания человека искусственные руины, то есть имитацию гибели и распада. Но, разумеется, всегда предпочтительнее подлинные памятники истории, пусть и пришедшие в упадок. Руины настраивают созерцателя на философский лад в осмыслении времени, бренности жизни, круговорота мертвого и живого…  но в первую очередь они будят общечеловеческие чувства — сострадания, ностальгии, восхищения «уходящей натурой», хрупкой красотой.
В июле и августе в екатеринбургском Доме ученых демонстрируются фотографии аспиранта Института истории и археологии УрО РАН Анатолия Курлаева, объединенные в экспозицию под названием «Индустриальное наследие: следы времени». Формально эти снимки — часть научной работы Анатолия по изучению памятников промышленного освоения Урала на протяжении трех веков. Но и качество съемки, и, самое главное, ярко выраженная авторская индивидуальность, концепция каждого кадра — все это говорит за то, что перед нами художественная фотография. Потому-то и вспомнилось мне стихотворение екатеринбуржца Бориса Рыжего, заканчивающееся, кстати, словами «Вижу жизнь, что рушится прямо предо мною».
Вижу жизнь… А. Курлаев (как говорят в рецензиях, «его фотообъектив») умеет видеть не только явное, очевидное, но и тонкие взаимосвязи предметов и среды, прошлого и настоящего, человека и природы. А также — взаимосвязанность стихий. Ведь основная тема его фотоцикла — воздействие воздуха, воды, огня, всех атмосферных факторов, а также человека на различные материалы и конструкции. В его работах запечатлены — целиком или фрагментарно — заводские цеха, домны, трубы в таких уральских городах и поселках, как Нижний Тагил, Полевской, Алапаевск, Златоуст, Верхняя Синячиха, Кушва, Староуткинск, а также остатки уникальной деревянной плотины в Висиме.


Сам Анатолий идею и цель данной экспозиции поясняет так:
— Я занимаюсь теоретико-методологическими вопросами изучения и сохранения индустриального наследия Урала, и один из основных таких вопросов — это презентация памятников средствами в первую очередь фотографии. Старые заводские сооружения чаще воспринимаются как никому не нужные руины, а между тем индустриальное производство более трех столетий формировало облик и определяла жизнь всего Урала. В этом контексте фотография — попытка объяснить, продемонстрировать культурную ценность промышленного наследия Урала. Обозначить тяжелую ситуацию, в котором сейчас находятся исторически значимые промышленные объекты. Сохранить в виде визуального образа — картинки, облик сооружения для последующих поколений, ведь, вероятно, от большинства из них не останется ничего, кроме фотографии.
Индустриальное наследие Урала уникально, это давно признано на международном уровне, историки УрО РАН немало сделали и для популяризации художественной ценности этого наследия, и для его сохранности. И все же — об этом и свидетельствуют фотографии, — этих усилий недостаточно. Ценнейшие памятники стремительно разрушаются, и многие из них остаются в стороне от  культурных инициатив и программ финансирования.  Чтобы положение изменилось,  необходимо для начала, чтобы эти объекты увидело как можно больше людей.
Хотя бы вот так, на фотоснимках...
Е. ИЗВАРИНА

 

 

Год: 
2012
Месяц: 
июль
Номер выпуска: 
17
Абсолютный номер: 
1062