Skip to Content

ДЕЛО МУЗЕЙНОЕ — ДЛЯ СЛОВА КНИЖНОГО

«Свет дневной есть слово книжное. Книжно-рукописная традиция старообрядцев Урала» — под таким названием в Музее истории Екатеринбурга прошла выставка предметов из уникального собрания Лаборатории археографических исследований Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Конечно же, факты и само движение истории старообрядчества, истории книги и печати лежат в основе экспозиции, но магистральной для ее построения и для авторских экскурсий стала более узкая тема — расселение и особенности духовной культуры старообрядцев на Урале. Не случайно, открывая выставку, директор музея С.Ю. Каменский заметил, что «для понимания дореволюционной истории Екатеринбурга менталитет старообрядцев, выражающийся, в том числе, и в их бизнес-стратегиях, и в городском управлении, очень важен». С одной стороны, обживаясь (выживая!) в новых для себя местах, ревнители старой веры поневоле стали «пассионариями» в освоении земель, развитии ремесел, а затем и первых промышленных предприятий. В то же время, преследуемые властями, вынужденные перебираться с места на место, они с особым почтением относились к рукописям, книгам, иконам. Многие сокровища погибли (например, при самосожжениях раскольников), но многие были сохранены для потомков именно благодаря особому напряжению духовной жизни «в подполье».

В течение многих лет сотрудники Уральского государственного университета (ныне УрФУ) по крупице создавали коллекцию ценнейших артефактов, свидетельств не одной, а уже нескольких принципиально различных эпох истории Урала, основных центров старообрядчества (в Свердловской области это Невьянск, Нижний Тагил, Шарташ, Таватуй, Екатеринббург). Открывало экспозицию рукописное «Евангелие учительное» конца XV — начала XVI вв., по предположениям исследователей, попавшее на Урал с Северо-Запада России, но в стилистике оформления демонстрирующее явное южно-славянское влияние. Далее книги располагались по хронологическому и отчасти проблемному признаку — печатные экземпляры XVII века, в том числе «Книга о священстве» Иоанна Златоуста, вышедшая в знаменитой Львовской типографии, последняя книга, изданная до реформы патриарха Никона — «Иосифовская Псалтырь» 1652 года (рядом — отредактированное пореформенное переиздание). Переплеты, титульные листы, книжные развороты сами по себе — музей шрифтов, буквиц, заставок, иллюстраций — в их эволюции на протяжении веков. Кроме того, за каждым экспонатом прослеживаются не только вехи истории, государственные решения, но и судьбы людей — через призму общей судьбы целой ветви отечественного «дерева культур». Таковы издания, совмещающие канонические тексты и, например, иллюстрации, близкие к народному пониманию религии и мифологии, таковы старинные малоформатные книги, которые удобнее было прятать и переносить с места на место, а также рукописные, либо отпечатанные на пишущей машинке, на гектографе списки и сборники XIX–XX вв. В частности, в дореволюционном Екатеринбурге богатые старообрядцы покровительствовали такому нелегальному книгопечатанию.
Так же, как и книжное дело, на Урале развивалась и старообрядческая иконопись. Оформление выставочного зала органично дополнил импровизированный «красный угол», экспонаты для которого предоставил екатеринбургский музей «Невьянская икона». Также свою лепту внесли Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал» и фольклорное объединение «ФолкЪ-ТолкЪ». Одна из авторских экскурсий по выставке была проведена для участников международной конференции «VIII Уральские археографические чтения», в том числе — сотрудников Института истории и археологии и Центральной научной библиотеки УрО РАН.
Е. Изварина
Фото автора
 
Год: 
2019
Месяц: 
январь
Номер выпуска: 
1
Абсолютный номер: 
1187